Полное название — Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха, архитектурное произведение искусства и символ Праги, столицы Чехии.
Расположен в самом центре Пражского града и по праву считается выдающимся строением не только во всей Чехии, но и во всей западной Европе.
План здания
- Красным цветом обозначены первые постройки.
- Синим — работы Петра Парлержа.
- Желтым — поздние постройки.
Вход в собор находится со стороны северо-западной башни. Храм условно разделён на две части:
- восточная, построенная в XIV — XV вв. (хор, часовня и колокольня);
- западная, построенная в XIX — XX веках (трансепт, тройной неф и башенный фасад).
Длина здания составляет 124 метра, максимальная ширина — 60 метров, высота сводов — 33 м. На южном фасаде храма расположен некогда парадный вход — «Золотые ворота».
Интерьер
Собор состоит из трёх нефов, центральный — арочный сетчатый свод Петра Парлержа, первый в своём роде на европейском континенте. Боковые нефы связанны между собой двенадцатью капеллами. По периметру храма, над арками, находится колонная галерея — трифория, расположившаяся на высоте 14 метров и прославившаяся как портретная. Она насчитывает 21 бюст, созданный мастерской Парлержа с 1371 по 1985 год.
Скульптуры того времени — уникальные изображения членов семьи Карла IV, архиепископов и руководителей стройки, в том числе главных архитекторов. Бюсты именитых людей, участвующих в завершении грандиозного строительства, расположились в новой части храма.
Фото
На фото ниже вы увидите, как выглядит Собор Святого Витта в Праге:
История строительства
Первый храм был основан князем Вацлавом в 925 г. и имел форму ротонды (цилиндрическая постройка, увенчанная куполом). Император Генрих I — Птицелов в подарок вручил князю кость руки святого Вита, которая была помещена в строящуюся ротонду. Позднее князь Вацлав был возведён в ранг святых и стал покровителем народа Богемии и чешских земель. После убийства Святой Вацлав также был захоронен в ротонде.
Третьим святым был чешский епископ Войтех, убитый во время миссионерского пути к полабским пруссам. Его останки были доставлены в 1039 году и для их захоронения была возведена отдельная пристройка.
Непосредственно собор начали возводить в XIV веке, на его строительство ушло около шести веков. Основные этапы строительства:
- 1344 — 1419 гг. Идея возведения собора принадлежала архиепископу Эрнесту и королю Чехии Карлу IV. Храм задумывался как место коронации, фамильный склеп и сокровищница. Стройка была остановлена из-за военных действий последователей Яна Гуса.
- 1490 — 1510 гг. За руководство строительством взялся король Владислав Ягеллон, главным архитектором был назначен Бенедикт Рейн. Строительство вновь было заморожено из-за нехватки средств.
- 1556 — 1593 гг. Были приняты новые попытки для окончания строительства, добавились элементы барокко.
- 1873 — 1929 гг. Архитектором выступал Йозеф Краннер, он лично возглавил ремонтные работы и сумел исправить некоторые неудачные решения. После смерти Краннера стройкой руководил Йозеф Мокер. Закончил реконструкцию Камил Гильберт. Торжественное открытие состоялось 12.05.1929 года.
Базилика
Во время правления Спытигнева II Вацлавская ротонда была снесена. По мнению правителя, святыня не отвечала потребностям жителей Града. В 1060 году на её месте была построена более просторная базилика, сохранившая в своём названии имена святых. Она имела форму креста, а внутреннее пространство состояло из трёх нефов с двумя сводами и пространством перед главным престолом. В длину базилика была 70 м, в ширину 35 м.
Если вы еще не нашли жилье в Праге, рекомендую воспользоваться скидкой в 27 евро — 1850 ₽ для квартир и отелей на Airbnb. Если вы уже нашли жилье и планируете посещать экскурсии, то при бронировании через airbnb будет скидка в 10 евро при бронировании по ссылке.
Капелла Святого Вацлава
Проект постройки капеллы над местом упокоения первого чешского Святого Вацлава принадлежит Петру Парлержу и датируется 1362 — 1367 гг.
Располагается в южной части храма и представляет собой квадратную комнату со звёздочным сводом, освещаемую окнами. Внизу стены украшены золотом и россыпью камней, которая отождествляется с небесным городом Новым Иерусалимом.
Между камнями разместились картины со сценами страданий Иисуса, а в верхней части стен — фрески с изображением жизни Вацлава.
У входа висит картина с изображением убийства Святого, датируемая XVI веком. В левом углу стоит подсвечник со статуей Вацлава — подарок от гильдии чешских пивоваров. Ещё одна деталь — железные двери XIV века с бронзовым кольцом. По легенде, некогда это кольцо висело на дверях церкви Козьмы и Дамиана — именно за него держался смертельно раненный Вацлав.
На пьедестале в правой части капеллы находится каменная гробница. В ней покоятся останки святого Вацлава и его серебряный бюст. Нижнюю часть святыни покрывает лепнина, созданная Станиславом Сухардой в прошлом столетии. В конце XV века алтарную живопись дополнили фигурами ангелов и изображениями правителей. Над алтарём высится статуя правителя с копьём и щитом, её создание приписывают Петру Парлержу или его племяннику Йиндржихому.
Мозаика Последний суд
Мозаика украшает собой трёхарочный вход с южной стороны здания, называемый «Золотые ворота». Уникальный проект строительства ворот принадлежит Петру Парлержу и датируется 1367 годом. Южный портал использовался во время проведении коронаций, свадеб и других праздников. Своё название ворота получили благодаря панно из позолоченного стекла, расположившемуся над ними. Идея создания принадлежит Карлу IV — он привёз из Рима инкрустацию, ставшую прототипом.
Пано изображает сцену Страшного суда: в центре находится Иисус, слева от него, приклонившая колено, Богородица, а справа — Иоан Креститель. В нижней части мозаики расположились шесть покровителей Чехии, в том числе Вит и Вацлав, молящиеся о прощении для грешников.
Там же, в нижней части, расположилась Королевская чета с Карлом IV и Элишкой. В левой части изображён архангел Гавриил, мечом отмечающий отвергнутых грешников, осуждённых на вечные муки. В правой части расположились спасённые верующие, восстающие из мёртвых.
Для изготовления мозаики использовалось более миллиона изготовленных вручную кусочков стекла и камней 30 цветов, работа заняла два года и была завершена в 1372 году. Пано существовало в первоначальном виде до XX века, во время финального этапа строительства её состояние резко ухудшилось и было решено провести реставрацию.
Первая попытка не принесла желаемого результата и позже была предпринята вторая, после которой мозаику покрыли защитным слоем из полимеров. Последняя реставрация была проведена в 2000 году.
Последователям не удалось точно воспроизвести стиль Петра Парлержа, но удалось добиться единства весьма сложной композиции. Благодаря кропотливой работе разных мастеров, храм стал ярким акцентом в облике города. Сам собор Святого Вита можно увидеть и истолковать под разными углами, но в первую очередь он выражает присутствие бога, этой аурой пропитан каждый метр пространства.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео о главной достопримечательности Праги — Соборе Святого Вита: